вторник, 19 февраля 2013 г.

Разработки

                    Литература в 11 классе

Тема: Серебряный век русской литературы (общая характеристика): смысл понятия Серебряный век; истоки и границы Серебряного века, новое понимание человека времени, новый облик писателя, свет и тени Серебряного века.  

Цели: дать понятие обучающимся о понятии Серебряный век и процессах, происходящих в литературе в период Серебряного века; развивать логическое мышление, технику чтения, речь; воспитывать интерес к литературе Серебряного века.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания: чтение и анализ сочинения по творчеству А.П.Чехова.
III.             Работа по теме урока:
1)      Слово учителя:
Понятие «серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм, футуризм. Чтобы ближе подойти к данным понятиям, мы должны освоить все, что касается понятия «Серебряный век».
2. Чтение обучающимися часть 1 книги «Русская литература 20 века» 11 класс «Серебряный век русской литературы» стр. 44 – 52.
3. Вопросы по прочитанному:
1). Сопоставление Серебряного и Золотого века в русской литературе:
Золотой век – восприятие мира как дома, русской жизни – как домашнего гнезда; незыблемые опоры бытия: и на земле, и в небесах, что бы ни произошло – все должно кончиться торжеством Добра. Приведите примеры из произведений писателей 19 века.
Серебряный век – от чувства незыблемости добра и дома к чувству тревоги и бездомности – вот путь от Золотого века к Серебряному.
2). Чем характерен Серебряный век? (Эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической действительности, религиозного беспокойства и искания).
3). Назовите границы Серебряного века (с 1890 по 1917 гг.).
4). Назовите истоки Серебряного века (накануне Серебряного века жизнь была двойственна. Это время уверенного экономического процветания. Героем дня становился человек, недовольный «гнетом серой  обыденщины», рвущийся к свободе; отсюда литературное направление «романтизм». Существовала другая линия литературы «декадентская», модернистская. Модернисты встали на путь искания путей к познанию высших миров).
5). Назовите заслугу Серебряного века – открываются новые пространства и новые ориентиры, способы более широкого видения мира и человека.
6). Как вы понимаете выражение «время стало для человека иным»? (Человеком овладело греховное стремление «овладеть временем», извлечь из него выгоду. Человек оказался бессильной игрушкой мировых стихий. Водоворот истории засасывает в свою воронку почти всего человека: от личности почти вовсе не остается следа. Заслуга литературы Серебряного века в том, что она чутко отозвалась на кризис человека. Опасность разрушения дома, угроза духовного оскуднения человека – все это было пережито литераторами той поры в судьбах героев созданных ими произведений).
IV. Итог урока:
-  Каково художественное слово в литературе Серебряного века?
- Назовите новый облик писателя в литературе Серебряного века.
-  В чем главные уроки Серебряного века?
V. Оценки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий